O былом и близком

22-18

Удивительная история семьи Поруновых из Русских Липягов


Мы продолжаем совместный с музеем истории города проект - публикацию воспоминаний Ивана Сергеевича Порунова (годы жизни 1888-1977), жителя Русских Липягов.(Начало в №№16 и 19 т. г.)

Хлеб

Хлеб нам сеяли зажиточные хозяева в издольном порядке, то есть исполу. Для посева хлеба ежегодно доставалась одна десятина земли.  Десятина была большая – 4000 кв. сажен, по-современному – два гектара. Десятина урожай давала в среднем 90-100 пудов в хороший урожайный год, а в неурожайный – и того меньше. И более часто мы получали на свою долю третью часть урожая. Обработка производилась в таком порядке. Испольщик осенью пахал, весной сеял своими семенами. Если требовалась полка, то есть уничтожать сорные травы, эту работу и жнитво производили мы. А привезти снопы с поля на гумно и обмолотить – это производил издольщик. И вот урожай обмолотили и поделили. И мы получили зерна пшеницы примерно тридцать пять пудов, и вся солома была наша – на корм корове и овцам. А семья наша была шесть человек, представляете: пять с половиной  пудов зерна на человека на год. Благодаря тому нашему стремлению больше быть на хозяйских хлебах нам не пришлось ходить по миру с сумой. Хотя много моих сверстников ходило по миру, выпрашивая кусок хлеба во имя Христа Спасителя – лямки через правое плечо:- Подайте милостыню Христа ради, – а получивши кусок хлеба, благодарили словами: – Дай Бог небеснаго царствия вашим родителям и всем умершим сродникам, а вам добраго здоровья на многия годы, – и  шли в следующий дом и далее по порядку, повторяя в каждом доме одни и те же слова.

Экзамены

И так за время второго учебного года я успешно закончил и третий класс, а уже в третьем учебном году мне учитель разрешил быть его помощником в занятиях с первым классом. За ученье мы платы никакой не платили, бесплатно получали карандаши, тетради, ручки, перья и чернила, и чернильницы, и книжки. Грифельные доски и грифеля покупали за деньги. Преподавалось у нас в школе: первое – Закон Божий на русском и славянском языках, второе – русская история, третье – арифметика, четвертое – чистое писание. И правописание периодически. Была география Российского государства. Изучали состав и имена и отчества царской семьи. В 1901 году 5 мая наш третий класс сдавал экзамен. Экзамен сдавали в волостном селе Воскресенском в большой 5-классной школе. Экзамены производила комиссия из следующих лиц: уездный земский начальник Слободчиков из сословия дворян, волостной старшина Чичканов из крестьян и трое священников (попы). Экзаменовались ученики из четырех сел: Мордовские Липяги, Русские Липяги – одного прихода, село Воскресенка и село Преображенка. И я благодаря своей памяти и смелости сдал экзамен по всем предметам и вопросам на «пять с плюсом», получил похвальный лист и удостоверение епархиального учительского совета. И нам, особенно способным ученикам, земский начальник предлагал рекомендацию в Тимирязевское училище, а попы свою рекомендацию – в духовную семинарию, которая «ковала» дьяконов и попов. Но куда нам, сельским, было дальше учиться? Нам, беднякам, – не по карману, а богатым и без ученья жилось неплохо. Конечно, находились охотники, особенно в духовную семинарию, так как семинария была в Самаре, а наши села - от Самары на расстоянии от 6 до 15 верст.

Простолюдины. Конец 19-го – начало 20-го века

Цена копейки

По окончании ученья мне исполнилось 13 лет. Я избрал себе работу: нанялся вторым подпаском к овечьему табуну. Признал, что скотина смирная, от села далеко не гоняется, а в середине дня пригоняется на водопой в селе к реке и находится у речки до спада жары в тени под деревьями. Так что у меня было время для чтения разных книг. Я был заражен страстью к чтению. Срок пастьбы был неопределенный, до белых мух, до зимы. По воскресеньям и праздникам пастух нас освобождал поочередно, так как нас было двое. Столовались поочередно по дворам в некоторых домах вечером, а на завтрак и обед брали сухим пайком. В богатых домах – по несколько дней.  Было установлено: за 6 голов овец, не считая ягнят (ягнятами считались овцы, не достигшие годовалого возраста), кормили день. Шесть овец – это считался черед. Во многих дворах было по 10-12-15 чередов, а где-то и по одному, и по два череда – словом, по-разному. Овцы были выгодная скотина. Корму требовалось немного, ягнят они рождали ежегодно по одному-два-три. Шерсть с них стригли два раза в год. Шерсть весенней стрижки шла на кошмы, войлок, чулки и варежки. А осенней стрижки – на валяные сапоги и также чулки, варежки, и даже ткали шерстяное сукно, из которого шили одежду и делали онучи для обертки ног, так как по зимам многие, особенно бедняки, носили лапти. Овчина шла на обшивку шуб и тулупов. В общем, в крестьянстве без овец нельзя было жить. Например, мы жили бедно, корову держали одну, а овец меньше шести не держали, а некоторые года – и по 10-12 голов. Они плодились быстро. Если остается в зиму 10 овец, то весной в табун выгоняешь 20-25 голов. Обыкновенно овцы ягнились в январе-феврале. Они вырастали за лето и осень к ноябрю на 30-35 футов, а поскольку у нас нагул был хороший, мясо овечье (баранина) всегда было жирное. И так за лето 1901 года после экзамена я заработал 20 рублей деньгами и 3 фунта черной шерсти на валеные сапоги. Был такой порядок: на время стрижки не гоним пасти табун. И пастух с нами, с подпасками, идет по дворам. Шли  с мешками по сбору, кто сколько даст, и набирали немало. Чтобы пасти скот, не нужно было больших физических сил. Хорошо было в сухое время, но как начинались осенние дожди, тогда было нелегко, так как обув-ка была – лапти, одежды непромокаемой не было, и частенько доводилось приходить домой мокрым от вершинки и до пяток. Иногда за ночь не просыхала одежда. Так пришлось в детстве еще узнать цену заработанной копейки.

Первое ремесло

А осенью 1901 года просватали старшую сестру. Муж сестры был уроженец Симбирской губернии. У него не было ни отца, ни матери – сирота, а  воспитывался он у родного дяди, плотника, а когда поженился, то у дяди жить не захотел и перешел к нам. Имя его Иван Андреевич Баканов, специальность – плотник первой руки. И хороший столяр. Дом у нас был большой, и в зимнее время он работал в доме, где стоял верстак. И работал по заказу –  делал стулья, табуретки, столы, шкафы, рамы и сундуки. И я к нему пристроился, стал учиться его ремеслу. В летнее время он нанимался к подрядчику на постройку жилых домов. И на постройках он как плотник 1-й руки получал 1 руб. 20 коп. в день, а я работал строгалем за 25 коп. в день на хлебах подрядчика. Это было в 1902 году. Бабушка Матрена Филлипьевна от нас ушла к сыну нашего дяди Филиппу Алексеевичу, так как мы уж подросли. Мы с зятем стали жить заодно, не считаясь, где чье. В начале 1902 года просватали вторую сестру, Степаниду. Правда, семья наша хоть и бедная была, но все обладали красивыми лицами, а сестры были хорошими рукодельницами, почему и вышли в замужество, не достигая и двадцати годов. Хотя в общем-то девушки, проживающие в бедности, засиживались и до двадцати пяти и более лет. И попадали за вдовцов на детей, а то за каких-либо уродов – холостых ребят богатых родителей. Брат мой Михаил был  на 2 года моложе меня, но намного более рослый и физически сильнее. К примеру,  я в 20-летнем возрасте мог брать пятипудовый мешок с мукой или зерном с земли на плечо и понести, а он в таком же возрасте мог нести сразу два мешка на плече. А  под пазухами  взять также с земли или с пола - так я 5 пудов,  а он 10.  Но он остался малограмотным – на ученье способности у него не было. Проучился в первом классе, а со второго совсем бросил. И так с малых лет работал то по найму, то на поденной – иногда нанимался и на месяц, и на три.До 1904 года осенью была японская война. В хозяйствах, оставшихся без хозяина, продавали  лошадей. И вот у одной солдатки купили лошадь – кобылу с жеребенком. И брат стал хозяйничать по дому. Я продолжал работать с зятем по плотницкой части. И это ремесло мне не понравилось, потому что приходилось отлучаться на продолжительное время из дома: в своем селе не всегда была плотницкая работа. Уходили в села за 10-20-30 верст от своего села. А я все же чувствовал себя хотя и не настоящим парнем, но все же парнем. И дружил уже с девушками. Проработав с зятем лето 1904 года, в зиму пошел на работу на железную дорогу.

Наша справка

Сеять хлеб исполу  - отдавая половину урожая собственнику обрабатываемой земли. Кошма – большой кусок войлока, войлочный ковер из овечьей или верблюжьей шерсти.  Солдатка – женщина (обычно о крестьянке), муж которой служит в  солдатах (словарь Д. Ушакова).

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий


5 − = ноль

hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online parajumpers pas cher parajumpers pas cher tn pas cher nike tn pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher hogan outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose saldi golden goose saldi louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher